Автомобильные аккумуляторы предназначены для обеспечения работы системы зажигания в стартерном режиме, а также служат источником питания аппаратуры, установленной на транспортном средстве. При эксплуатации на автомашине аккумуляторные батареи разряжаются и автоматически дозаряжаются. Контроль заряда аккумулятора осуществляется регулятором напряжения и реле обратного тока.
Аккумуляторные батареи продаются как сухозаряженными (без электролита), так и залитыми и заряженными.
Исправный аккумулятор при правильной эксплуатации в среднем служит автовладельцу 2,5-3 года. Основные причины, которые влияют на срок службы и работоспособность новых, залитых электролитом и заряженных аккумуляторов — это условия и сроки их хранения до установки на автомобиль. Заряженность АКБ и, стало быть, их работоспособность, уменьшаются при продолжительном хранении (более одного года) без подзаряда. Кроме того, при повышенной температуре хранения не используемые аккумуляторы разряжаются еще быстрее.
Режим эксплуатации также сильно влияет на срок службы АКБ. Существуют три основные причины износа аккумуляторов: высокая температура, электрическая перегрузка и вибрация.
Настоящая проблема для аккумулятора — это зимние «пробки» на дорогах. Одновременная работа дополнительных потребителей (вентилятор, фары, обогреватель заднего окна, стеклоочистители, аудиоаппаратура, телефон) приводит к быстрой разрядке батарей. Как подсчитала фирма «Лукас», 45 минут такой работы истощает средний АКБ настолько, что выключенный двигатель окажется уже невозможно завести повторно. Для его восстановления потребуется не меньше 30 минут нормальной езды, прежде чем можно будет снова остановиться.
Дополнительные потребители, которые не учтены при расчете баланса электроэнергии, приводят к преждевременному выходу из строя аккумуляторной батареи из-за постоянного недозаряда не только зимой. Но емкость аккумулятора в этом случае не так уж и важна. Достаточно установить более мощный генератор.
Степень разряженности аккумулятора определяется по нормативной плотности электролита 1,29 г/см3, т.е. плотности, приобретенной после полного первого заряда.
Рекомендуется хотя бы раз в полгода снимать с автомобиля и подзаряжать АКБ с помощью зарядного устройства от бытовой электросети даже при исправной работе генератора и регулятора напряжения. Зимой лучше совершать эту процедуру ежемесячно. В зимних условиях на работающем автомобиле аккумулятор практически не подзаряжается, так как скорости движения невелики, зато дольше работают фары, часто включается вентилятор печки, да и при пуске холодного мотора АКБ приходится тяжелее.
С технической точки зрения наиболее существенными в выборе аккумулятора являются три следующих показателя.
емкость, выраженная в ампер-часах (Ah). Она характеризует способность аккумулятора давать определенный ток в течение определенного времени. Например, емкость 40 ампер-часов означает, что АКБ может давать ток в 1 ампер в течение 40 часов (или в 2 ампера в течение 20 часов и т.д.).
пусковая мощность. А именно — величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд при температуре минус 18 градусов С. Этот показатель характеризует способность АКБ запускать холодный двигатель.
резервная емкость. Этот параметр, особенно почитаемый в Америке, показывает интервал времени (в минутах), в течение которого аккумулятор способен давать ток 25А (т.е. в течение какого времени он сможет подменять собой вышедший из строя генератор).
Фирма «Трэк» (г. Самара) наряду с импортными аккумуляторными батареями успешно реализует новую серию российских аккумуляторов производства Комсомольского-на-Амуре аккумуляторного завода:
АКБ для грузовых автомобилей и сельхозтехники;
АКБ для легковых автомобилей;
АКБ для мотоциклетной техники.
* ампер-час